История граненого стакана. Кто его изобрел и когда? Восемь интересных фактов о советском граненом стакане
Гранёный стакан стал культовым предметом для нескольких поколений русских людей. Откуда такая стойкая привязанность? Без стакана не разберешься.
Все дело в форме
Форма гранёного стакана - его основная «фишка». По преданию, первые гранёные стаканы появились ещё при ПетреI. Кроме необычайной прочности, обеспеченной рёбрами жёсткости и особенной технологией закалки стекла, гранёный стакан удобен тем, что при падении не катится. В петровское время, в дни активного развития флота такая форма посуды была востребована. На корабле, как известно, понятие горизонтали достаточно условно: при качке палуба корабля ходит ходуном. Гранёные стаканы в таких условиях невероятно удобны и относительно безопасны в эксплуатации. В советское время, когда страна переживала технологический бум, стали появляться посудомоечные машины (освобождающие женщин от «кухонного рабства»). Гранёные стаканы идеально подходили под технические параметры новомодных «кухонных мойдодыров».
Загадочная нумерология
Гранёные стаканы в разное время изготавливались с разным количеством граней: от 8 до 14. Классическим считался стакан с десятью и семнадцатью гранями.
Восьмёрку пифагорейцы считали числом справедливости и полноты, для китайцев восьмёрка ассоциируется с музыкой и означает организованное множество. Полнота и множественность - идеальные характеристики для гранёного стакана. Полнота налива и множественность использования (прочность и отсюда - долгая эксплуатация). Тёмная сторона восьмёрки заключается в сильной привязанности к материальным объектам и сомнительными представлениями о морали. Опять же - всё подходит: привязанность и аморальное поведение «после пятого стакана».
Десятка - число полноты и абсолютной завершённости. Десять - объединение бытия и небытия. По представлениям пифагорейцев, десятка - идеальное число, относится к треугольным числам, оно даёт нам тетрактис (десять точек). Полнота и завершённость, бытие и небытие - всё это явлено в гранёном стакане. Треугольность же числа десять даёт привычное «на троих».
14 - число риска, страха, недостаточной самооценки - всего того, что ведёт к уходу в себя и, как следствие, к алкоголизму. Четырнадцать - число движения, совмещения вещей и людей. Должно быть, отсюда - желание «сообразить».
17 - отражает стремление к независимости, энергичность и творческий настрой. Всё как по учебнику - куда без этих качеств в застольной компании?
Оптический прибор
Среди советских пьяниц бытовала идея о том, что мир, увиденный сквозь гранёный стакан представал в новом свете. Подобное видение не блажь, оно даже не лишено аллюзий в литературе и религиозных текстах.
Апостол Павел в первом послании Коринфянам говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Очевидно, слова апостола метафорически отражают суть видения человека во время жизни, мы способны видеть Бога только как отражение, «гадательно», тогда как после жизни будем «лицем к лицу». Смотря на мир через грани стакана, советские пьяницы невольно постигали чистое видение, буквально постигая метафору библейского апостола.
В начале XIX века был распространен способ гадания с «магическим кристаллом», небольшим шаром из прозрачного, бесцветного стекла, в котором, если долго смотреть на его блестящую поверхность, будто бы могут появиться различные образы. Этот способ гадания нашёл отражение у Пушкина:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал.
Гранёный стакан - тот же магический кристалл. Преображаясь в гранях, отражаясь в них, мир обретает формы, недоступные при обычном видении. Впрочем, частое гадание «сквозь магический стакан» чревато не только для физического здоровья, но и для рассудка.
Без дефицита
В 50-е годы в СССР было поверье, что те, кто пьёт из гранёного стакана никогда не будет испытывать недостатка в водке. Вызвано это было как тем, что преломление света в стакане не всегда позволяло определить точное количество напитка, так и тем, что гранёные стаканы выпускались разного объёма (от 50 до 250 граммов), соответственно была градация «на вырост», дающая плодородную почву для хмельных фантазий.
Без похмелья
Кроме «неупиваемости» водки из гранёного стакана, также бытовало поверье о том, что после застолья с гранёными стаканами - меньше похмелье. Бывалые алкоголики объясняли этот эффект наличием у стакана граней. Знатоки хмельного ритуала выдавали эту сентенцию с видом знатоков, опровергнуть или подтвердить подобное утверждение можно было только эмпирически, наутро же можно было списать все «дефекты теории» на качество напитка.
Малевич/ Мухина
Появление гранёного стакана в Советском Союзе связано с именами Мухиной и Малевича. Считается, что дизайн известного нам граненого стакана для рабочего класса разработан автором знаменитого монумента на ВВЦ Верой Мухиной в 1943 году в блокадном Ленинграде, где она возглавляла Мастерскую художественного стекла. Вера Игнатьевна «изобрела» его совместно с художником Казимиром Малевичем, автором знаменитого «Черного квадрата». Документально авторство этого (безусловно интересного) творческого дуэта не подтверждено, но сама мифология интересна. Ещё один вероятный автор гранёного стакана -Николай Славянов. Благодаря ему металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, - правда, он предлагал изготовить стакан из металла.
Прочнее стали или не стали?
Гранёные стаканы отличались невероятной прочностью, вызванной технологией их изготовления: сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. В смесь для прочности добавляли свинец, который используется в составах для хрусталя. Такие стаканы были безопасны в поездах, они долго служили ёмкостью для напитков из аппаратов газированной воды, ими можно было даже колоть орехи.
В начале 80-ых, когда стаканы стали изготавливать на нескольких производственных линиях (в том числе иностранных), их завидная прочность стала утрачиваться. Случалось, они попросту лопались, у них откалывался ободок или донышко. Одна женщина, у которой полопался весь набор стаканов, даже подала в суд на завод, ей выплатили полную стоимость битой посуды (о чём был снят сюжет в передаче «Фитиль»).
В наши дни гранёный стакан уже не пользуется таким спросом и постепенно становится раритетом, который держат скорее для коллекции. Гранёный стакан в своё время был одним из важнейших атрибутов быта в Советском Союзе. Но мало кто знает, кто изобрёл гранёный стакан. Давайте попробуем в этом разобраться.
Так кто же изобрёл гранёный стакан? Ответить на этот вопрос достаточно проблематично. Так, известно, что стаканы с гранями производились ещё при Петре I и производились на одном из старейших стекольных производств в городе Гусь-Хрустальный. Многие не сомневаются в том, что гранёные стаканы и стопки производились ещё до революции.
В 1905 году Карл Фаберже выставляет на показ свой натюрморт «Пролетарский завтрак». Интересно, что на деле всё это изготовлено из достаточно дорогих материалов. Так стакан с водкой является хрустальным, кирпич сделан из яшмы, желток является янтарным, окурок сделан соединением кварца и серебра, муха также сделана из серебра, как и обрывок газеты. Эту работу оценивают в сумму более 1 миллиона долларов.
В 1914 году на Уршельском стекольном заводе появляется печь автомат, благодаря которой они также налаживают производство гранёного стакана.
Мы можем наблюдать гранёный стакан на картине «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, которую он написал в 1918 году. Видно, что у стакана 12 граней.
Внимательный читатель заметит, что всё-таки это не совсем тот дизайн, который позже стал популярным, поэтому всё-таки можно считать, что гранёный стакан в его классическом для СССР виде изобрела именно Вера Игнетьевна Мухина, известный советский скульптор, создавшей монументальную скульптуру «Рабочий и колхозница». Также существуют слухи, что в разработке дизайна ей помог Казамир Малевич.
Вера Игнатьевна Мухина была увлечена стеклом в конце 40-х годов. Ей было поручено изобрести новую форму для стакана таким образом, чтобы в столовых общепита их было удобно промывать в машине для мытья посуды, а также сделать их более прочным. Вы можете заметить, что у стакана Мухиной по верху идёт усилительное кольцо, которого вы не увидите на других гранёных стаканах ранее.
Первый гранёный стакан выпустили 11 сентября в 1943 году на том самом заводе в городе Гусь-Хрустальный. Стандартный стакан имеет 16 граней, но есть и другие вариации 12, 14, 16 и 18 граней, реже встречаются с нечётным числом граней, например, 17-ю, потому что чисто технологически производить их было неудобно. Объём гранёного стакана 250 миллилитров до края.
Объём стаканов мог быть: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров. Цена варьировалась от 7 до 14 копеек и указывалась на дне стакана путём выдавливания.
В современное технологически развитое время на помощь хозяйкам было изобретено большое количество всевозможной вспомогательной техники как для уборки, так и для приготовления пищи. Но, как показала практика, многие хозяйки не могут обойтись на кухне без обычного классического граненого стакана.
История появления
В истории есть две версии появления граненого стакана.
По первой авторство принадлежит великому скульптору Вере Игнатьевне Мухиной, автору знаменитой монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница». Разработала она его специально для посудомоечной машины того времени, так как стакан обычной формы не мог в ней закрепиться, падал и разбивался.
По второй версии появился в далекие времена правления Петра I. Изготовил его стекловар того времени Ефим Смолин, для удобства моряков на флоте. Во время качки формы меньше скатывались со столов, чем круглые, а после падения почти не бились.
«День рождения» стакана
Как бы там ни было и кому бы ни приписывали авторство, официальный день рождения у граненого стакана 11 сентября 1943 года. Согласно историческим данным, именно в этот день был выпущен первый советский граненый стакан.
Впервые его официально выплавили в старейшем городе России Гусь-Хрустальный, его высота составляла 9 см, диаметр 6,5 см, имел он 17 граней, а объем граненого стакана составлял 200 мл. Именно он и считается с тех пор классическим.
Затем, когда производство было поставлено на поток, их выпускали с 16, 17 и даже 20 гранями, а объем граненого стакана в мл мог составлять от 150 до 280.
Область применения
Помимо стандартного применения, граненый стакан получил еще много дополнительных функций. С его помощью:
Соотношение объема и веса
И как бы ни продвинулись современные технологии, зачастую в различных рецептах можно встретить такую меру, как граненый стакан.
Или, наоборот, не имея весов под рукою, при его помощи можно отмерить нужное количество продукта. Главное, чтобы объем граненого стакана был стандартным - 200 мл.
Ниже приведены самые популярные жидкие продукты:
Не обошла мера измерения в граненых стаканах и сыпучие продукты:
Из этого можно сделать выводы, что граненым стаканом можно измерить все.
Стаканы в современности
Помимо обычного применения - что-то отмерить или отсыпать - стаканы стали чем-то большим, чем обычная кухонная утварь.
Его можно подарить. Купить в сувенирном магазине уже готовый стакан с оригинальной надписью, именем, рисунком или заказать что-то свое. И это будет отличным подарком.
В честь граненого стакана проводят различные выставки и экспозиции, в которых собраны всевозможные экземпляры, от самых современных до очень старых и ценных.
Существуют конкурсы на лучший подстаканник. Затем их выставляют на всеобщее обозрение на выставках. Некоторые стаканы настолько красивы и оригинальны, что их проще причислить к произведению искусства, нежели к посуде. Ведь, как известно, есть достаточно большое количество народных умельцев, которые из обычного граненого стакана способны сделать настоящий шедевр.
Из этого можно сделать вывод: граненый стакан - это не просто посуда, а что-то историческое, творческое и до сих пор необходимое на многих кухнях.
Нам, имевшим счастье (?) застать живьем советскую власть и даже (некоторым) вырасти при ней, многие повседневнейшие вещи, не вызывавшие тогда никаких особых эмоций (а порой вызывавшие раздражение) теперь, по мере отдаления от времен нашего прекрасного детства, все чаще становятся поводом для ностальгии. Куда ушли автоматы с газировкой за 1 копейку и «трешку» с сиропом? Кому помешали? Я хочу летом выпить холодной газировки! Господа бизнесмены, ау!
Почему никаких эпидемий не вызывал многоразово облизываемый граненый стакан, слегка сполоснутый водой из-под крана? А я вам объясню, дорогие товарищи! Потому что граненый стакан имеет свойство накапливать в своих совершенных формах космическую животворящую силу! Эта сила не только мочит всех микробов безо всякой дезинфекции, но и явно способствует духовному возвышению и даже, временами, (у некоторых избранных) прозрению при употреблении из оного возвышающих духоподъемных специальных прозревательныхнапитков.
Вспомните сами, о чем тянет поговорить в процессе употребления национального прозревателя из какой-нибудь китайской рюмки, или, не дай Бог, поганенькой пластмассовой одноразовой чашки? Правильно, о футболе, рыбалке, бабах женщинах и автомобилях. То есть о предметах низменных, повседневных и приземленных.
И только запущенный в организм из правильного космического прибора, именуемого в народе Граненый Стакан (далее - ГС), прозреватель наводит реципиента на мысли о возвышенном: об уважении к личности, о смысле/бессмысленности человеческого существования, о народном благе и прочих потусторонних вещах, в повседневной жизни не встречающихся.
Когда мне внезапно открылось Космическое Значение ГС для русского сознания вообще и философского осмысления нашей действительности в частности, я не мог остаться равнодушным. Плачевное состояние духовности нашего народа является результатом исчезновения ГС из повседневной жизни! Необходимо спасать хотя бы то малое, что еще осталось! И вот в результате практически археологических раскопок на чердаках, в чуланах и даже под землей постепенно стала собираться эта коллекция. Неожиданно оказалось, что не одного меня волнует судьба русского сознания Граненого Стакана: http://periskop.livejournal.com/777120.html#cutid1
Поэтому я решил представить публике несколько экспонатов из моей коллекции с краткой историей каждой находки.
- Стакан Граненый «Губастый» тип ГС-14.
Имеет ёмкость 250 грамм (до верха) или 200 (до «губы»). Заметьте, только в НАСТОЯЩИЕ три ГС емкостью 250 грамм можно точно разлить 500 грамм напитка! Попробуйте произвести тот же эксперимент с кружками или другой посудой. Ни-фи-га! Вот вам и доказательство Космичности родного ГС - только с его помощью можно 500 разделить на 3 без остатка.
На данном фото представлен образец 14-гранного ГС производства не позднее 50-х годов. Этот великолепный образец был найден на чердаке полуразрушенной дачи завернутым в газету 1958 года. Это позволило произвести приблизительную оценку возраста находки. После реставрации помывки раритет регулярно используется по прямому назначению. В силу многогранности весьма помогает в поисках вдохновения. Меня, в частности, он неожиданно вдохновил на строительство нового дачного сортира.
- Стакан Граненый «Губастый» тип ГС-20
Емкость этого чуда не отличается от обычного ГС-14. Те же классические 200/250. Но чудо оно и есть чудо.
Этот замечательный экспонат был найден в старом деревенском коровнике на полке. Время создания космического прибора ГС-20 теряется во мраке лет. Но место находки несомненно доказывает что мелкограненые ГС могут применяться и в сельском хозяйстве, например для удойности и привесности! Впрочем эксперимент по употреблению из этого прибора прошел с большим успехом и на человеке. ГС-20 замечательно раскрепощает внутренний мир и освобождает сознание для полета в космические дали и способствует безболезненному возвращению отлетевшего духовного имущества утром обратно.
- Стакан «малый» тип МГС-16
Это «младший брат» классического «губастого» ГС. Используется в основном женщинами как мерная посуда и для употребления в большом количестве напитков методом «Ой, я вообще не пью! Мне чуть-чуть на донышке!».
Помогает женщинам стать хоть чуть-чуть ближе к мужчинам. Если не биологически, то хотя бы интеллектуально. Любимая емкость тещ и двоюродных тётушек из провинции.
- Стопка граненая праздничая СГП-14
Конечно, классический ГС универсален и всеобъемлющ, но если вы решили посетить космические дали в компании других космонавтов алкашей интеллектуалов, то расходы на путешествие резко возрастают!
Для таких случаев групповых путешествий придумана байка о «неприличности» употребления в обществе из классического ГС и в качестве фигового листка изобретена «благопристойная» СГП-14 емкостью 100 грамм.
При разумной скорости путешествия СГП-14 позволяет с одной стороны соблюсти приличия а с другой - путешествовать в нирвану эконом-классом.
- Рюмка граненая микроскопическая РГМ-12
Используется только в исключительных случаях для употребления напитков, имеющих космическую цену или фантастически мерзкий вкус. РГМ-12, как и её старшие братья, многократно усиливает положительный эффект от помещенных внутрь условно-полезных (или якобы целебных) субстанции, в связи с чем пользуется большим успехом у сердечников, гипертоников и прочих страдальцев. На самом деле страждущим помогают вовсе не их мерзопакостные снадобья, а поток космической животворящей силы, так и сверкающей в гранях этого шедевра.
Заметьте, коренные петербургские старушки предпочитают капать свой валокордин именно в РГМ-12. Они знают истинную силу космических граней.
В завершение - групповое фото:
Несколько особняком от ГС стоит такое явление как Тонкий Стакан (ТС) и его неотъемлемая часть и вторая сущность Подстаканник (ПС) .
Создание эстетов Серебряного Века так полюбилось простому народу и его расстрельщикам руководителям, что даже после ликвидации Серебряного Века вместе с его создателями тандем ТС+ПС не исчез, а занял почетное место в советской жизни.
Я тоже люблю пить чай из тонкого прозрачного стакана с подстаканником. Вкус напитка, радующего глаз золотым лимончиком, плавающим в волнах настоящего чая не из газетного пакетика, а из пузатого заварничка с красным цветком на боку, становится прекрасным до неповторимости. Никакая, даже самая нарядная фарфоровая (фаянсовая, железная, пластмассовая и прочая) посуда не доставит глазу того эстетического удовольствия, которое мы имеем взяв в руку этот прекрасный шедевр отечественной художественной (и технической) мысли.
Особенно ярко высокие художественные (не говоря уже о вкусовых!) достоинства употребления чая из ТС+ПС выявляются при использовании настоящего дровяного самовара. Но Самовар заслуживает отдельного поста и его темы я только коснулся здесь этой фотографией.
Итак, господа! Призываю вас к поддержке русского сознания вообще и его воплощения - Граненого Стакана в частности! Без производства и внедрения которого в широких масштабах невозможно возрождение нашей исконной духовности и нравственной чистоты, имманентно присущей русскому народу.
Аминь!
Говорят,
Вера Игнатьевна "изобрела" его совместно с художником Казимиром
Малевичем, автором знаменитого "Черного квадрата". По другой версии,
уникальную форму подсказал ей муж, любивший пропустить после работы
рюмашку-другую. И то и другое вполне возможно.
Документально авторство Мухиной не подтверждено, но именно об этом говорят ее коллеги. Их аргументы основываются на том, что Мухина в перерыве между созданием монументальных скульптур много внимания уделяла стеклу, сотрудничала со стеклозаводами, к тому же точно известно, что она - автор пивной кружки . Родственники скульптора настаивают на том же.
Граненый стакан - непременный атрибут советской... http://www.elite.ru/art_gallery/ lifestyle/29/1895/1858/23615.phtml |
Впрочем, не менее убедительна версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов , открывший дуговую сварку и предложивший способы электрического уплотнения отливок. Благодаря этому человеку металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. А в часы досуга он рисовал граненый стакан с 10, 20 и 30 гранями, - правда, предлагая изготовить его из металла. Наброски стаканов сохранились в его дневниках. Вероятно, их могла увидеть и Вера Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать "питейную чашу" из стекла. Первый советский гранчак сошел с конвейера старейшего в России стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области в 1943 году. Зачем же понадобились новые стаканы в разгар войны? В НИИ стекла, который находится рядом с упомянутым заводом, пояснили, что предприятие в то время не останавливалось и производило рассчитанную на массового потребителя "сортовую" посуду. По словам доктора технических наук, заместителя директора по науке НИИ стекла в Гусь-Хрустальном Юрия Гулояна, изготовить сосуд для распития веселящих напитков из стекла, который не бился бы при падении на землю, пытались издревле.
Выпуск ребристых стаканов вместо круглых готовился еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов. Так вот, гранчаки идеально подходили под чудо-технику. И как только пресс для граненых был смонтирован, его сразу запустили в работу. Многогранный сосуд вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за "приличной" толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. Поговаривают, что в смесь для прочности добавляли даже свинец, который используется в составах для хрусталя.
Если верить легенде, первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, не медля, швырнул чашу оземь со словами "Стакану быть!" Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - "Стаканы бить". Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.
В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово стакан заимствовано из тюркского "тустыган" - чаша или "дастархан" - праздничный стол.
О стакане, оказывается, можно говорить бесконечно, но лучше сходить в Некрасовку и посмотреть все своими глазами. Совершенно бесплатно.
Это не одноразовый проект - в этом году еще и юбилей портмоне, приходите - отметим, - полушутя-полусерьезно приглашает Галина Павловна.
Наливай!!! *** ПИТЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ *** Занимательная история
**********************************************************
Что такое «штрафная рюмка» ? В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.
«100 фронтовых». Их во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.
Тост за здоровье. Еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».
На троих. В советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется.
Гранёный стакан. В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани… Первый стеклянный граненый стакан был изготовлен в 1943 г. по эскизам Веры Мухиной. По другой версии дизайн знаменитого стакана принадлежит Казимиру Малевичу. Такой стакан отличался повышенной прочностью – при падении с метровой высоты на твердую поверхность граненый стакан оставался целым.
В ящике водки 20 бутылок. В допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре умещалось ровно 20 бутылок. На основании этих мер велась торговая документация…
Пустую бутылку нельзя ставить на стол. Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.
Посошок на дорожку. Издавна на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.
Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие случаи.
Странники и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им сулящей, забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку останавливались у калитки родного или приютившего их дома. Тогда и подносилась чарка на посошок. Обычно наливал ее старший в роду. Первому — тому, кого ждала дальняя дорога. Наговоры при этом были разные, но обязательно с пожеланиями удачи: «Чтобы дорога белой скатертью стелилась», «Чтобы лиха беда стороной обошла», «Чтобы нечистая сила с пути не сбила»… и другие с таким же смыслом.
Порою чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний утолщенный срез. И внимательно следили: если чарка не опрокидывалась — это был добрый знак. Отправляющийся в дорогу должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо — «смочить дорожку». После этого чарка снова ставилась на посох, но уже вверх донышком —мол, дело сделано.
Стременная. Это очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, ее воин отдает стременному.
Закурганная, Осушить закурганную чарку — обычай казачий, степной. В старину казачьи станицы ставились так, чтобы рядом с ними — на основных дорогах — обязательно были древние курганы. На них располагались сторожевые посты, вышки, сигнальные костры, которые зажигались в случае опасности.
За курганами начиналась беспокойная степь, порою дикая и необжитая, полная опасностей. И было принято провожать уважаемых гостей и родственников именно «за курганы». А дальше уж как судьба с ними обойдется…
Эта обязанность — провожать «за курганы» — принадлежала молодым, сильным, удалым. И получалось что-то вроде почетного казачьего эскорта, когда молодые казаки соревновались в лихости, демонстрировали сноровку, лошадей и оружие. Чем многочисленнее был эскорт, тем больше было почета и уважения уезжавшим.
Наконец, останавливались там, где в таких случаях делали остановки еще их прадеды. Иногда «закурганная чаша» (штоф, кубок) пускалась по кругу, порою разливали в походные кружки — каждому и обязательно всем, и уезжающим, и провожающим. Пить же не неволили — это было дело личное.
Пили же «закурганную», как правило, без закуски, потому что только-только встали из-за столов, да и все мысли были уже о дороге. Выпивали под пожелания удачи, обязательно недолго молчали, чтобы случайно ее не спугнуть, а потом долго смотрели, как уносятся вдаль по степной бесконечной дороге всадники…
И на посошок, и стременная, и закурганная — эти чарки, по обычаю, выпивались всегда по одной и не повторялись, так как подносились от чистого сердца, а не от хмельных потребностей.