Когда появился граненый стакан. Восемь интересных фактов о советском граненом стакане
Этот неотъемлемый атрибут советского быта был впервые изготовлен в 1943 году на старейшем стекольном заводе России в городе Гусь-Хрустальный именно в том виде, в каком мы привыкли его видеть.
Классика посуды советских времен, сегодня граненый стакан становится раритетом.
Советский граненый стакан создал скульптор. По крайней мере, так считается, что дизайн именно для этого стакана разработала известный советский скульптор, создательница знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина. По одной из легенд, она создала этот «шедевр» стеклянной посуды вместе с автором «Черного квадрата» Казимиром Малевичем в блокадном Ленинграде в 1943 году.
Стоимость стакана зависела от количества граней. Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном – с 16 гранями. Первые граненые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-ти гранный – 7 копеек, а если более рифленый, с 20 гранями, то 14 копеек. Но вместимость стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка - 200 мл, до краев - 250 мл.
Появление граненого стакана обусловлено научно-техническим прогрессом. Такую форму и структуру стакана продиктовала производственная необходимость, а не фантазия художника. Еще до войны советскими инженерами было изобретено чудо техники – посудомоечная машина, в которой могла мыться посуда только определенной формы и размера. Именно такой стакан очень подходил для этого агрегата, и к тому же он был очень прочный из-за толщины и особого способа изготовления стекла.
С советским граненым стаканом связано известное выражение «сообразить на троих». Во времена Хрущева запретили торговать водкой в розлив, а из продажи убрали очень удобные бутылки, называемые «мерзавчики» - по 125 мл и «чекушки» - по 200 мл. Теперь полулитровая бутылка водки в 2 стакана не помещалась, а на три делилась идеально – «по совести». Если налить в стакан до стеклянного ободка, то входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки.
Молдавский историк называет советский граненый стакан, как причину пьянства в Молдавии. По словам Вячеслава Стэвилэ, до 1944 года, пока советские войска не освободили Молдову от фашистских оккупантов, в стране пили из маленьких стаканчиков объемом 50 миллилитров. Советские солдаты принесли граненый вместительный стакан, устойчивый от падения и прочный. После этого молдаване стали пить больше.
В народе советский граненый стакан называли «маленковским». Это связано с министром обороны Георгием Маленковым, по приказу которого для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 г водки, выдаваемой в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свою пайку в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.
В 80-е годы XX века советские граненые стаканы стали массово взрываться. В народе пошли слухи о новой антиалкогольной кампании, о происках капиталистов, покусившихся на «святое» и выбравших самый удачный объект. Но все оказалось намного прозаичнее. На завод поставили импортную линию по производству стаканов и перестали учитывать точную технологию изготовления. Как следствие, стаканы начали рассыпаться, лопаться по швам, у них отваливалось донышко. У одной женщины «взорвался» накрытый к празднику стол. Этот факт был отмечен в одном из выпусков сатирического киножурнала «Фитиль».
Советский граненый стакан повсеместно использовался в общепите. Это общеизвестный факт. Но мало кто знает, что этот факт признается специалистами неофициальным культурным знаком советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. И это действительно так. Общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах.
А на железной дороге до сих пор подают чай в граненых стаканах советского образца с подстаканником, что удивительно приятно и мило.
Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата - день рождения стакана - существует. Причем, отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.
Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что стаканы существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму.
Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам стаканов выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже. К тому же, существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный граненый стакан Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского, Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, такой стакан при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов, и разной посуды по разным случаям они разбили немало.
Есть мнение, что человеком, сыгравшим не последнюю роль в судьбе стакана, стал Сергей Иванович Мальцов, происходивший из семьи основателей стекольного и хрустального производства России купцов Мальцовых.
В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку.
В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии.
В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. На один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли „маруськиным пояском“. Так и говорили: налить по „маруськин поясок“.
Еще одно подтверждение „древности“ граненых стаканов - их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.
Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса „Завтрак“ - там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617-1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.
„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды - Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).
Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич - в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан - дело рук Мухиной, нет.
Так что, скорее всего, классический граненый стакан - дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство - дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались - бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!
Сегодня стакан, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства.
Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии, ее дизайнеры поиграли с отблесками граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект назвали загадочно - «Латустридус». Поставив перед собой цель «закусить граненым стаканом», они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится «вкусный пломбирчик». Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил. Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов - упаковка была выдержана в советском стиле.
А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.
В современное технологически развитое время на помощь хозяйкам было изобретено большое количество всевозможной вспомогательной техники как для уборки, так и для приготовления пищи. Но, как показала практика, многие хозяйки не могут обойтись на кухне без обычного классического граненого стакана.
История появления
В истории есть две версии появления граненого стакана.
По первой авторство принадлежит великому скульптору Вере Игнатьевне Мухиной, автору знаменитой монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница». Разработала она его специально для посудомоечной машины того времени, так как стакан обычной формы не мог в ней закрепиться, падал и разбивался.
По второй версии появился в далекие времена правления Петра I. Изготовил его стекловар того времени Ефим Смолин, для удобства моряков на флоте. Во время качки формы меньше скатывались со столов, чем круглые, а после падения почти не бились.
«День рождения» стакана
Как бы там ни было и кому бы ни приписывали авторство, официальный день рождения у граненого стакана 11 сентября 1943 года. Согласно историческим данным, именно в этот день был выпущен первый советский граненый стакан.
Впервые его официально выплавили в старейшем городе России Гусь-Хрустальный, его высота составляла 9 см, диаметр 6,5 см, имел он 17 граней, а объем граненого стакана составлял 200 мл. Именно он и считается с тех пор классическим.
Затем, когда производство было поставлено на поток, их выпускали с 16, 17 и даже 20 гранями, а объем граненого стакана в мл мог составлять от 150 до 280.
Область применения
Помимо стандартного применения, граненый стакан получил еще много дополнительных функций. С его помощью:
Соотношение объема и веса
И как бы ни продвинулись современные технологии, зачастую в различных рецептах можно встретить такую меру, как граненый стакан.
Или, наоборот, не имея весов под рукою, при его помощи можно отмерить нужное количество продукта. Главное, чтобы объем граненого стакана был стандартным - 200 мл.
Ниже приведены самые популярные жидкие продукты:
Не обошла мера измерения в граненых стаканах и сыпучие продукты:
Из этого можно сделать выводы, что граненым стаканом можно измерить все.
Стаканы в современности
Помимо обычного применения - что-то отмерить или отсыпать - стаканы стали чем-то большим, чем обычная кухонная утварь.
Его можно подарить. Купить в сувенирном магазине уже готовый стакан с оригинальной надписью, именем, рисунком или заказать что-то свое. И это будет отличным подарком.
В честь граненого стакана проводят различные выставки и экспозиции, в которых собраны всевозможные экземпляры, от самых современных до очень старых и ценных.
Существуют конкурсы на лучший подстаканник. Затем их выставляют на всеобщее обозрение на выставках. Некоторые стаканы настолько красивы и оригинальны, что их проще причислить к произведению искусства, нежели к посуде. Ведь, как известно, есть достаточно большое количество народных умельцев, которые из обычного граненого стакана способны сделать настоящий шедевр.
Из этого можно сделать вывод: граненый стакан - это не просто посуда, а что-то историческое, творческое и до сих пор необходимое на многих кухнях.
Многим людям старшего возраста граненый стакан напоминает о жизни во времена Советского Союза, поскольку этот предмет практически стал символом эпохи. Не менее популярен этот предмет и в наше время.
История граненого стакана противоречива и неоднозначна. Тяжело сказать, кто именно придумал такую форму для стакана. В этом вопросе мнения разошлись. Некоторые исследователи предполагают, что форму граненого стакана придумала скульптор Вера Мухина (среди ее работ знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»). В 1943 году, во время блокады Ленинграда, Мухина руководила ленинградской Мастерской художественного стекла. Именно по этой причине, многие считают ее автором формы граненого стакана. Однако документов, подтверждающих ее авторство, нет.
Другие полагают, что граненый стакан придумал профессор геологии Николай Славянов. Он внес неоценимый вклад в развитие советской металлургии. При изучении его дневников, которые сохранились и сегодня, были найдены наброски с изображением стаканов с различным количеством граней. Однако его изделия должны были быть не стеклянными, а металлическими. Определение авторства осложняется еще и фактом знакомства Мухиной и Славянова, поэтому нельзя точно сказать, кому из них принадлежала идея. Вполне возможно, что форму граненого стакана придумал Славянов, а материал для изготовления предложила Мухина.
Правда, есть еще одно мнение, что история создания граненого стакана связана с именами художника Казимира Малевича и Мухина. А вот сотрудники стекольного музея утверждают, что стакан подобной формы планировали изготовлять еще до войны, и связано это было с тем, что его форма должна была соответствовать новой посудомоечной машине.
Мнения расходятся и по поводу того, откуда в нашем языке появилось слово «стакан». Известно, что в XVII веке были «достаканы» - посуда, сделанная из плотно притертых маленьких дощечек, соединенных между собой кольцом. Многие полагают, что именно отсюда и произошло название. Другие утверждают, что оно пришло к нам из тюркского языка, в котором были такие слова как «дастархан» (праздничный стол) и «тустыган»(чаша).
Граненые стаканы производились различными по объему (от 50 до 250г) и количеству граней (8-14). Однако классическим все-таки стало изделие с десятью гранями и объемом 250 г. В кулинарии его часто используют для того, чтобы точно отмерить необходимое количество сыпучих или жидких продуктов.
В 80-е годы производство стаканов перевели на импортное оборудование. При этом была нарушена технология изготовления, в результате чего изделие, всегда отличающееся своей прочностью, вдруг стало лопаться по бокам, или у него отваливалось дно.
Если сегодня вы захотите купить граненый стакан, то вам придется изрядно побегать по магазинам. В наши дни предлагают огромный ассортимент стеклянных или хрустальных изделий более изящных форм. Но, несмотря на это, граненый стакан не остался в прошлом, и его можно найти сегодня практически на каждой кухне.